Перед школой родителям следует проверить, насколько готов ребенок — эмоционально, физически, психологически, интеллектуально.
Готовность школе определяет не только биологический возраст ребёнка, но и другие важные параметры развития:
⁃ эмоциональная готовность
⁃ уровень развития физических и моторных навыков
⁃ психологическая готовность
⁃ уровень интеллектуального развития
Давайте разберёмся со всем по порядку. Что такое эмоциональное развитие: это умение контролировать свои эмоции в первую очередь, а также эмоциональная чувствительность, которая у всех разная. Если ребёнок очень чувствителен, плачет чаще других, когда смеется, ему трудно успокоиться, он ярко эмоционально реагирует на сказки и мультики, то контролировать эмоции такому ребёнку сложнее. И это нужно учитывать. Развивать эмоциональный интеллект с малых лет.
Физическое и моторное развитие влияет на то, насколько ребёнок ловкий, самостоятельный в простых бытовых навыках, готов ли сидеть за партой и держать ручку, сможет ли копировать инструкции учителя. То есть, если родители видят, что ребёнку не хватает этих способностей, лучше поработать над укреплением моторных навыков немного заранее, чтобы в школе его не дразнили и меньше критиковали.
Психологическая готовность — ребёнок привык к определенным «контекстным условиям», как мы в прикладном анализе поведения их называем. То есть у его есть распорядок, определенное окружение, привычки и ожидания от завтрашнего дня. Резкие перемены детям даются особенно тяжело, потому что у них мало мало опыта и они легко теряют контроль в новой ситуации. Реакции, которые помогали раньше (в саду, дома, у бабушки) в школе могут не спасти. Ведь школа подразумевает организованность, дисциплину, дети получают меньше помощи от взрослых, не понятно где получить информацию и вообще много что в школе ребёнку первое время не понятно.
Кого-то такая ситуация мотивирует стараться и получается быстро адаптироваться, а у детей психологически не готовых столкнуться с переменами может вызвать панику, нежелание ходить в школу и даже психосоматические заболевания.
Поэтому я всегда рекомендую родителям развивать в детях гибкость к различным сценариям жизни, учить адаптироваться к новому, не бояться перемен, но в рамках стабильного режима и рутины. То есть, приучать детей к порядку и дисциплине, но иногда давать возможность столкнуться с внезапными переменами и помогать быстро адаптироваться.
Интеллектуальные способности и академические навыки — это обычно те параметры, оценивая которые родители судят о готовности ребёнка к школе.
Умение читать, писать, считать — это конечно, здорово, но не нужно переусердствовать, ведь пункты о которых я писала выше (эмоциональная, психологическая и физическая готовность) тоже нуждаются в развитии. А если ребёнка с 2-х лет обучают чтению, то когда ему разбираться со своими эмоциональными реакциями, развивать моторные навыки через естественный познавательный интерес, учиться занимать себя самостоятельно, когда скучно, и развивать творческий потенциал.
В дошкольном возрасте ребёнку также очень важно начать пробовать заводить друзей, общаться с новыми людьми, изучать правила поведения в обществе. Излишняя зацикленность на учебе может этому вредить. Да и в школе учиться и общаться будет неинтересно, если сверстникам объясняют то, что ты уже и так знаешь, и их реакции не соответствуют твоим.
В то же время совсем не подготовить ребёнка к школе тоже неправильно (мол, в школе пусть и научат), потому что ему важно получить успешный опыт хождения в школу, а не почувствовать там себя хуже всех.
Разница в возрасте от 6,5 до 8 лет кажется небольшой, но за эти полтора года ребёнок может многому научиться, для него это большая часть жизни. Поэтому не расстраивайтесь, если в 6 лет ваш ребёнок к школе не готов, а постарайтесь гармонично охватить все эти сферы развития, сохранив доверительные отношения с ним.
Готовность школе определяет не только биологический возраст ребёнка, но и другие важные параметры развития:
⁃ эмоциональная готовность
⁃ уровень развития физических и моторных навыков
⁃ психологическая готовность
⁃ уровень интеллектуального развития
Давайте разберёмся со всем по порядку. Что такое эмоциональное развитие: это умение контролировать свои эмоции в первую очередь, а также эмоциональная чувствительность, которая у всех разная. Если ребёнок очень чувствителен, плачет чаще других, когда смеется, ему трудно успокоиться, он ярко эмоционально реагирует на сказки и мультики, то контролировать эмоции такому ребёнку сложнее. И это нужно учитывать. Развивать эмоциональный интеллект с малых лет.
Физическое и моторное развитие влияет на то, насколько ребёнок ловкий, самостоятельный в простых бытовых навыках, готов ли сидеть за партой и держать ручку, сможет ли копировать инструкции учителя. То есть, если родители видят, что ребёнку не хватает этих способностей, лучше поработать над укреплением моторных навыков немного заранее, чтобы в школе его не дразнили и меньше критиковали.
Психологическая готовность — ребёнок привык к определенным «контекстным условиям», как мы в прикладном анализе поведения их называем. То есть у его есть распорядок, определенное окружение, привычки и ожидания от завтрашнего дня. Резкие перемены детям даются особенно тяжело, потому что у них мало мало опыта и они легко теряют контроль в новой ситуации. Реакции, которые помогали раньше (в саду, дома, у бабушки) в школе могут не спасти. Ведь школа подразумевает организованность, дисциплину, дети получают меньше помощи от взрослых, не понятно где получить информацию и вообще много что в школе ребёнку первое время не понятно.
Кого-то такая ситуация мотивирует стараться и получается быстро адаптироваться, а у детей психологически не готовых столкнуться с переменами может вызвать панику, нежелание ходить в школу и даже психосоматические заболевания.
Поэтому я всегда рекомендую родителям развивать в детях гибкость к различным сценариям жизни, учить адаптироваться к новому, не бояться перемен, но в рамках стабильного режима и рутины. То есть, приучать детей к порядку и дисциплине, но иногда давать возможность столкнуться с внезапными переменами и помогать быстро адаптироваться.
Интеллектуальные способности и академические навыки — это обычно те параметры, оценивая которые родители судят о готовности ребёнка к школе.
Умение читать, писать, считать — это конечно, здорово, но не нужно переусердствовать, ведь пункты о которых я писала выше (эмоциональная, психологическая и физическая готовность) тоже нуждаются в развитии. А если ребёнка с 2-х лет обучают чтению, то когда ему разбираться со своими эмоциональными реакциями, развивать моторные навыки через естественный познавательный интерес, учиться занимать себя самостоятельно, когда скучно, и развивать творческий потенциал.
В дошкольном возрасте ребёнку также очень важно начать пробовать заводить друзей, общаться с новыми людьми, изучать правила поведения в обществе. Излишняя зацикленность на учебе может этому вредить. Да и в школе учиться и общаться будет неинтересно, если сверстникам объясняют то, что ты уже и так знаешь, и их реакции не соответствуют твоим.
В то же время совсем не подготовить ребёнка к школе тоже неправильно (мол, в школе пусть и научат), потому что ему важно получить успешный опыт хождения в школу, а не почувствовать там себя хуже всех.
Разница в возрасте от 6,5 до 8 лет кажется небольшой, но за эти полтора года ребёнок может многому научиться, для него это большая часть жизни. Поэтому не расстраивайтесь, если в 6 лет ваш ребёнок к школе не готов, а постарайтесь гармонично охватить все эти сферы развития, сохранив доверительные отношения с ним.